вторник, 23 септември 2008 г.

Могиланската могила








Могиланската могила във Враца сега е направена на парк. Местата на гробниците са оградени с камък. Има люлки и пързалки за децата. Но някога е имало само насип, който дълги години е бил в двора на една къща в центъра на града.

Погребение на Тракийска принцеса

През 1965 г. са проведени археологически проучвания. Намерени са 3 гробници. Едната била ограбена още в древността, а другите две сравнително запазени. Най-интересни са находките в гроб №2. В него са намерени колесница с 2 коня впрегнати в нея ритуално убити по време на погребението. Отделно зад колесницата е открит още един скелет на кон, за който се предполага, че е допълнителен кон за водача на колесницата. Около остенките на коня са открити посребрена юзда и сребърни апликации, части от украсата на конската сбруя. До коня археолозите откриват останките на млада жена без украшения и се предполага, че това е една от прислужниците , ритуално умъртвена заедно с господаря си по време на церемониите. В западната част археолозите откриват ценна находка. Намерен е скелет на младо момиче с ръст около 145-150 см със златен венец на главата и още 47 златни апликации върху и около главата , предполага се че е имала було върху което са били закрепени апликациите. На ушите си имала 2 изящни златни обеци. До нея били открити останките на мъж воин заедно с въоръжението му. Открити са сребърна кнемида (наколенник носен от ездача в битка за предпазване на долната част на крака) с много богата украса на места и позлатена, 88 върха за копие , меч и бронзов шлем. Гробният инвентар се допълва и от 4 сребърни фиали, сребърна каничка, ритонизирана амфора, 50 глинени фигурки и други находки.
Главата на момичето била украсена от златен венец, наподобяващ лаврови клонки. Той тежал 205 г чисто злато. Златния венец се допълвал и от масивни златни обеци, украсени в долната част с фигурки на сфиксове и растителни орнаменти. Особена стойност има огледалото, което е поставено в лявата ръка.
В третия гроб, частично ограбен в древността били открити скелети на мъж и жена със златни и сребърни канички, златни скъпоценности, предмети от глина, стрели със заострени железни върхове. Златната кана представя две галопиращи колесници теглени от по четири коня и управлявани от човек в ризница.

Богатите находки в Могиланската могила затвърждават мнението, че става въпрос за царска гробница свързана с династията управлявала през ІV в. пр. Хр. трибалите, които обитавали земите на сегашния Врачански край.

Взето от тук.



Клад из двух гробниц Могиланского кургана

В кургане было три гробницы сколоченные из толстых бревен, скрепленных огромными железными гвоздями. В первой из них, где погребены мужчина и женщина были захаронены колесница с железными обручами на ободьях колес, запряженная парой, верховой конь в сбруе, украшенной несколькими сотнями мелких украшении и 11 бляхами, 6 серебряных и несколько бронзовых сосудов, местная фракийская и греческая керамика и другие предметы.
Возле женщины найдены великолепные украшения - золотые венец и серьги, работы греческих мастеров, и множество золотых розеток, изготовленных фракийским мастером, украшавших фату погребенной. Захоронение следует датировать периодом между 380 и 350 годами до н. э. Раскопки кладоискателей во второй гробнице еще в древности нарушили и уничтожили находившееся в ней погребение. Уцелели лишь два ковшика - золотой и серебряный - и бронзовая бляха. Несколько пучков наконечников стрел свидетельствуют о погребении мужчины, а части золотых серег - о том, что здесь была погребена и женщина. Третья гробница была полностью разграблена. Первая гробница быть может на одно-два десятилетия древнее двух других. В ту эпоху, к которой относятся, захоронения, областью Врацы владели трибаллы, покорившие обитавших тут мизов. Из всех найденных в гробницах материалов мы здесь рассматриваем только те , которые выглядят изготовленными местными фракийскими или греческими мастерами.
Одна из остальных двух фиал находки у Врацы, дно которой украшено изображением Афродиты, изготовлена вероятно целиком греческим мастером или же фракийский мастер добавил на ней греческое изображение. Большой интерес представляют одинадцать блях от конского снаряжения из этой находки. Налобник - наивно переданная львиная голова украженная стилизованной гривой, выходящей из овальной пластинки. Пара блях носит изображение льва , терзающего быка. Четыре бляхи имеют форму трикеля, концы которого украшены головами грифона. Все эти украшения являются, очевидно, изделиями одного и того же мастера и по своим стилевым особенностям представляют скорее плохо понятое ахеменидское искусство , так как использованы персидские выразительные средства. Остальные четыре бляхи - ажурные изображения чудовищ, напоминающих ящеров, в комбинации с сильно стилизованными отдельными звериными головами - по стилю приближаются к южнорусским украшениям и сделаны другим мастером. Интересно, что обе группы блях по своему типу показывают развитие более древних фракийских блях. Особенного внимания заслуживает наголенник из Врацы, бесспорно представляющий шедевр фракийских художественных ремесел. Верхняя его часть имеет форму женской головы. Это изображение, вероятно богини, с ахеменидской прической составленной из многих спиралей, имеет с одной стороны - видимой - позолоченные полоски. Позолочен также плющовый венок на лбу богини, введенный сюда под влиянием произведений греческой торевтики. Волосы богини переходят у нее на шее в две фигуры львов, образующие геральдическую группу. Под ними - четыре змеи , из которых две с львиными головами , а другие две с головами грифонов, переданные выразительными средствами , известными по ахеменидскому искусству. Мастер отлично их освоил и выполнил: складки по обе стороны пасти, возле носа и около глаз и серп, испещренный резными черточками позади щек. Кроме того, львиные головы представлены в "виде сверху" , что является типичным для персидского и скифского искусства, а туловища двух змей , к которым они принадлежат , прячутся в раковину улитки. Поэтому чешуя на них дана в обратном направлении. Золотые венец и серьги принадлежат к числу лучших произведений греческого златокузнечества: венец - своим реалистическим выполнением, а серьги - изящной пышностью. Подобные произведения , известные из восточного греческого мира, часто встречаются в Южной России. Золотой кувшинчик - один из предметов сохранившихся во второй гробнице - представляет подражание греческим вазам. Его ручка в форме геркулесова узла, бордюр устья, украшенный жемчужником и овами, венчик из пальметт , крупная пальметта, разделяющая два изображения на тулове, наконец два одинаковых симметрично расположенных изображения молодого бога, правящего крилатой квадригой - очевидно заимствованы с греческих ваз той эпохи. Притом нетрудно определить , кто этот безбородый бог: это Аполлон. Фракийский мастер той эпохи , представляющий мужчин - богов или смертных - бородатыми, здесь уклонился последовав иконографии Аполлона, установившейся в греческом искусстве. Кони, хотя и с помощью простых выразительных средств, переданы хорошо, тогда как с изображениями фигуры бога, колесницы и ее крыльев мастер явно не справился. Как у человеческой фигуры , так и у всех животных на бляхах и у коней глаз дан во всю длину, хотя они представлены в профиль. Человеческая фигура изображена одетой. Несомненно фракийский мастер выбрал в греческом искусстве такой сюжет, где в восточном искусстве, а особенно в восточной торевтике, чрезвычайно редко изображается человеческая фигура.
Клад из Врацы является уникальным , ибо среди многочисленных содержащихся в нем разнообразных предметов мы видим разные направления фракийского искусства, которые наблюдаются в работах разных мастеров. С другой стороны, фракийское искусство здесь демонстрирует влияния, оказываемые на него Персией и Грецией, и то, каким образом они отражаются на работе фракийского мастера.

Взято тут.
Публикуване на коментар